Заголовок: Централизованный экзамен. История Беларуси: сборник тестов, 2025 год. Вариант 1.
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Вариант № 42675

Централизованный экзамен. История Беларуси: сборник тестов, 2025 год. Вариант 1.

1.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­но утвер­жде­ние от­но­си­тель­но со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия бе­ло­рус­ских зе­мель в IX  — се­ре­ди­не XIII в.:

1) про­из­во­ди­лась че­кан­ка мест­ных монет;
2) глав­ным за­ня­ти­ем на­се­ле­ния было ры­бо­лов­ство;
3) дань со­би­ра­ли в спе­ци­аль­ных пунк­тах — по­го­стах;
4) сво­бод­ные об­щин­ни­ки на­зы­ва­лись ря­до­ви­ча­ми;
5) в го­ро­дах на­блю­да­ет­ся упа­док ре­мес­ла.
2.  
i

Опре­де­ли­те па­мят­ник пись­мен­но­сти X  —XIII вв. на бе­ло­рус­ских зем­лях:

1) Рад­зи­вил­лов­ская ле­то­пись;
2) Мстиж­ское еван­ге­лие;
3) Лав­ри­шев­ское еван­ге­лие;
4) Ро­гво­ло­дов ка­мень около Орши;
5) Бе­ло­рус­ско-ли­тов­ская ле­то­пись.
3.  
i

В Ве­ли­ком Кня­же­стве Ли­тов­ском (ВКЛ) в XV  — пер­вой по­ло­ви­не XVI в. в по­ли­ти­че­ской жизни гос­под­ство­ва­ли:

1) уни­а­ты;
2) пра­во­слав­ные;
3) ка­то­ли­ки;
4) каль­ви­ни­сты;
5) лю­те­ра­не.
4.  
i

В XIV  —XV вв. пред­ста­ви­тель ве­ли­ко­го князя ли­тов­ско­го, ко­то­рый на­де­лял­ся ад­ми­ни­стра­тив­но-хо­зяй­ствен­ной, фи­нан­со­вой, су­деб­ной вла­стью на тер­ри­то­рии быв­ших са­мо­сто­я­тель­ных кня­жеств,  —

1) бур­мистр;
2) на­мест­ник;
3) тиун;
4) мит­ро­по­лит;
5) ты­сяц­кий.
5.  
i

В изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве ВКЛ в XVII  — пер­вой по­ло­ви­не XVIII в. за­кре­пил­ся стиль:

1) ба­рок­ко;
2) ре­а­лизм;
3) ро­ман­тизм;
4) ро­ман­ский;
5) мо­дерн.
6.  
i

Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское по­ло­же­ние ВКЛ в пер­вой по­ло­ви­не XVIII в. ха­рак­те­ри­зо­ва­лось:

1) стро­и­тель­ством же­лез­ных дорог;
2) по­яв­ле­ни­ем пер­вых фаб­рик;
3) за­вер­ше­ни­ем юри­ди­че­ско­го оформ­ле­ния кре­пост­но­го права;
4) ро­стом кре­стьян­ских вы­ступ­ле­ний;
5) стро­и­тель­ством реч­ных ка­на­лов.
7.  
i

В пер­вой по­ло­ви­не XIX в. цар­ское пра­ви­тель­ство на бе­ло­рус­ских зем­лях про­во­ди­ло курс на по­сте­пен­ное воз­вра­ще­ние в пра­во­сла­вие:

1) уни­а­тов;
2) каль­ви­ни­стов;
3) ста­ро­об­ряд­цев;
4) иуде­ев;
5) лю­те­ран.
8.  
i

Взыс­ка­ние с кре­стьян вы­куп­ных пла­те­жей, преду­смот­рен­ных аг­рар­ной ре­фор­мой 1861 г., про­дол­жа­лось до:

1) 1864 г.;
2) 1875 г.;
3) 1898 г.;
4) 1906 г.;
5) 1911 г.
9.  
i

В конце XIX в. сель­ское хо­зяй­ство бе­ло­рус­ских зе­мель пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­лось на:

1) ры­бо­лов­ство;
2) пче­ло­вод­ство;
3) сель­ские ре­мес­ла;
4) ого­род­ни­че­ство;
5) мо­лоч­но-мяс­ное жи­вот­но­вод­ство.
10.  
i

Ало­иза Паш­ке­вич (Тётка) яв­ля­ет­ся ав­то­ром:

1) по­э­ти­че­ско­го сбор­ни­ка «Дудка бе­ло­рус­ская»;
2) сбор­ни­ка «Кре­ще­ние сво­бо­дой»;
3) поэмы «Сымон-му­зы­кант»;
4) поэмы «Новая земля»;
5) сбор­ни­ка сти­хов «Венок».
11.  
i

Опре­де­ли­те один из ито­гов Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции 1917 г. на бе­ло­рус­ских зем­лях:

1) уста­нов­ле­ние вла­сти Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства;
2) свер­же­ние са­мо­дер­жа­вия;
3) со­зда­ние кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии;
4) уста­нов­ле­ние двое­вла­стия;
5) уста­нов­ле­ние со­вет­ской вла­сти на не ок­ку­пи­ро­ван­ных Гер­ма­ни­ей тер­ри­то­ри­ях.
12.  
i

Вве­де­ние все­об­щей тру­до­вой по­вин­но­сти яв­ля­ет­ся ме­ро­при­я­ти­ем:

1) ин­ду­стри­а­ли­за­ции;
2) кол­лек­ти­ви­за­ции;
3) ур­ба­ни­за­ции;
4) по­ли­ти­ки «во­ен­но­го ком­му­низ­ма»;
5) новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки (нэпа).
13.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние от­но­си­тель­но на­цист­ско­го ок­ку­па­ци­он­но­го ре­жи­ма на тер­ри­то­рии БССР в 1941-1944 гг.:

1) про­во­ди­лась по­ли­ти­ка ге­но­ци­да;
2) была по­став­ле­на цель пол­но­стью вы­се­лить бе­ло­рус­ское на­се­ле­ние с тер­ри­то­рии БССР;
3) ок­ку­па­ци­он­ные вла­сти со­зда­ли не­за­ви­си­мое бе­ло­рус­ское го­су­дар­ство;
4) про­во­ди­лась по­ло­ни­за­ция;
5) была со­зда­на тай­ная по­ли­ция — де­фен­зи­ва.
14.  
i

Пе­ри­од вто­рой по­ло­ви­ны 1950-⁠х  — пер­вой по­ло­ви­ны 1960-⁠х гг., свя­зан­ный со смяг­че­ни­ем по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма после смер­ти И. Ста­ли­на, с по­сте­пен­ным пре­одо­ле­ни­ем куль­та его лич­но­сти и на­ча­лом ча­стич­ной ре­а­би­ли­та­ции по­стра­дав­ших от по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий,  — это:

1) пе­ре­строй­ка;
2) ре­а­би­ли­та­ция;
3) «от­те­пель»;
4) па­ци­фи­ка­ция;
5) «са­на­ция».
15.  
i

Мо­дель эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, при ко­то­рой со­су­ще­ству­ют го­су­дар­ствен­ный и част­ный сек­то­ры эко­но­ми­ки, а го­су­дар­ство иг­ра­ет опре­де­ля­ю­щую роль в ре­гу­ли­ро­ва­нии эко­но­ми­че­ских про­цес­сов и фор­ми­ро­ва­нии усло­вий для обес­пе­че­ния по­треб­но­стей на­се­ле­ния,  — это:

1) ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ство;
2) ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство;
3) граж­дан­ское об­ще­ство;
4) ка­пи­та­лизм;
5) со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ная эко­но­ми­ка.
16.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

 

Ис­то­ри­че­ская лич­ностьХа­рак­те­ри­сти­ка
A)  Б. Та­раш­ке­вич

Б)  Я. Ку­па­ла

B)  А. Ада­мо­вич

Г)  М. Танк

1)  автор поэмы «На­рочь»

2)  автор про­из­ве­де­ния «Ха­тын­ская по­весть»

3)  автор пьесы «Ра­зо­рен­ное гнез­до»

4)  автор пер­вой «Бе­ло­рус­ской грам­ма­ти­ки для школ»

1) А4Б1В2Г3;
2) А4Б3В1Г2;
3) А1Б4В3Г2;
4) А2Б3В4Г1;
5) А1Б3В2Г4.
17.  
i

Ре­фе­рен­дум, на ко­то­рый был вы­не­сен во­прос о пе­ре­но­се Дня Не­за­ви­си­мо­сти с 27 на 3 июля, со­сто­ял­ся в ____ году.

 

В за­да­нии ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 1600.

18.  
i

В пер­во­быт­ном об­ще­стве кол­лек­тив людей, ко­то­рые жили от­дель­ны­ми се­мья­ми и за­ни­ма­лись глав­ным об­ра­зом сель­ско­хо­зяй­ствен­ным тру­дом,  — это ____ об­щи­на.

 

В за­да­нии до­пол­ни­те пред­ло­же­ние. Ответ за­пи­ши­те сло­вом в той форме, в ко­то­рой оно долж­но быть упо­треб­ле­но в пред­ло­же­нии.

19.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий про­изо­шед­ших в XIV-XVIII вв.:

 

1)  со­зда­ние «Су­деб­ни­ка Ка­зи­ми­ра»;

2)  ан­ти­уни­ат­ское вос­ста­ние в Ви­теб­ске;

3)  со­зда­ние Эду­ка­ци­он­ной ко­мис­сии в Речи Поспо­ли­той;

4)  битва на р. Синие Воды(Синяя Вода) между вой­ском Оль­гер­да и та­та­ра­ми;

5)  битва под Клец­ком между вой­ска­ми ВКЛ и крым­ски­ми та­та­ра­ми.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 12345.

20.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, про­изо­шед­ших в пе­ри­од Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны:

 

1)  круп­ней­шая ди­вер­сия вре­мен Вто­рой ми­ро­вой войны на же­лез­но­до­рож­ной стан­ции Оси­по­ви­чи;

2)  со­зда­ние Цен­траль­но­го штаба пар­ти­зан­ско­го дви­же­ния (ЦШПД);

3)  со­зда­ние пер­во­го пар­ти­зан­ско­го от­ря­да;

4)  про­ве­де­ние Бе­ло­рус­ской на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции «Баг­ра­ти­он».

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 12345.

21.  
i

Опре­де­ли­те при­чи­ны сбли­же­ния ВКЛ и Поль­ши во вто­рой по­ло­ви­не XIV в.:

 

1)  стрем­ле­ние князя Ягай­ло укре­пить свою власть в ВКЛ;

2)  на­ли­чие об­ще­го врага  — Тев­тон­ско­го ор­де­на;

3)  стрем­ле­ние ВКЛ рас­про­стра­нить пра­во­сла­вие на поль­ские земли;

4)  стрем­ле­ние Поль­ши рас­про­стра­нить ка­то­ли­че­ство на ли­тов­ские земли;

5)  стрем­ле­ние Поль­ши объ­еди­нить­ся с им­пе­ри­ей Габс­бур­гов.

 

В за­да­нии ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 12 или 123.

22.  
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку их «Хро­ни­ки Бы­хов­ца».

 

«...Князь ве­ли­кий Ви­то­вт по­слал своих по­слов в Ве­ли­кий Нов­го­род и Псков, чтобы его гос­по­да­рем своим счи­та­ли и дань ему да­ва­ли... Но нов­го­род­цы и пско­ви­чи... дани да­вать не хо­те­ли. И князь ве­ли­кий Ви­то­вт со­брал­ся... пошел по земле Нов­го­род­ской и Псков­ской, опу­сто­шая, сжи­гая, за­би­рая в плен.

На дру­гой год пошел князь ве­ли­кий Ви­то­вт под го­ро­да псков­ские... Пско­ви­чи, желая, чтобы Ви­то­вт боль­ше их земле не вре­дил, при­сла­ли своих по­слов к ве­ли­ко­му князю Ви­то­вту, со­гла­ша­ясь, чтобы он гос­по­да­рем у них был, желая слу­шать­ся его, дань ему каж­дый год да­вать и на­мест­ни­ка его у себя иметь. И князь ве­ли­кий по­са­дил на­мест­ни­ком у них князя пин­ско­го Юрия... Нов­го­род­цы, видя то, что пско­ви­чи Ви­то­вту сда­лись и на­мест­ни­ка его при­ня­ли, и не желая боль­ше тер­петь вреда от него в земле своей, по­сла­ли к нему по­слов своих, по­дав­шись ему на служ­бу и по­да­ти давая, и, как пско­ви­чи, гос­по­да­рем его иметь по­же­ла­ли. Князь Ви­то­вт по­ста­вил у них на­мест­ни­ком шу­ри­на сво­е­го князя Семёна Голь­шан­ско­го, про­зван­но­го Лютым. И да­ва­ли нов­го­род­цы дань князю ве­ли­ко­му каж­дый год… А пско­ви­чи да­ва­ли по­ло­ви­ну того, что нов­го­род­цы, как зо­ло­тых и ло­ша­дей, так и зверя мох­на­то­го...»

 

Ис­поль­зуя вы­держ­ку, опре­де­ли­те пра­виль­ные утвер­жде­ния:

1)  в Нов­го­ро­де на­мест­ни­ком Ви­то­вта стал князь пин­ский Юрий;

2)  Ви­то­вт пошел по­хо­дом на псков­ские земли;

3)  в Пско­ве на­мест­ни­ком Ви­то­вта стал князь Семён Голь­шан­ский;

4)  дань пско­ви­чей со­став­ля­ла по­ло­ви­ну того, что пла­ти­ли нов­го­род­цы;

5)  Ви­то­вт под­чи­нил Псков и Нов­го­род ди­пло­ма­ти­че­ским путем.

 

В за­да­нии ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 12 или 123.

23.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ные утвер­жде­ния, ис­поль­зуя кар­то­схе­му «Войны с Рос­сий­ским го­су­дар­ством в пер­вой по­ло­ви­не XVII в.»:

 

1)  Смо­ленск был за­хва­чен вой­ска­ми Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства в 1611 г.;

2)  Чер­ни­гов и Белая ото­шли к Речи Поспо­ли­той в 1618 г.;

3)  Смо­ленск ото­шел к Рос­сий­ско­му го­су­дар­ству в 1634 г.;

4)  Де­улин­ское пе­ре­ми­рие было под­пи­са­но в 1634 г.;

5)  Рос­сий­ское го­су­дар­ство вер­ну­ло в 1634 г. часть тер­ри­то­рий, ото­шед­ших к Речи Поспо­ли­той в 1618 г.

 

В за­да­нии ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 12 или 123.

24.  
i

Для со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия раз­ви­тия бе­ло­рус­ских зе­мель в пер­вой по­ло­ви­не XIX в. были ха­рак­тер­ны:

 

1)  стро­и­тель­ство же­лез­ных дорог;

2)  про­ве­де­ние ин­вен­тар­ной ре­фор­мы;

3)  на­ча­ло про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та;

4)  упа­док тор­гов­ли;

5)  стро­и­тель­ство реч­ных ка­на­лов.

 

В за­да­нии ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 12 или 123.

25.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ные утвер­жде­ния от­но­си­тель­но про­ве­де­ния го­род­ской ре­фор­мы на бе­ло­рус­ских зем­лях во вто­рой по­ло­ви­не XIX в.:

 

1)  про­ве­де­ние ре­фор­мы было на­ча­то в 1870 г.;

2)  в ходе ре­фор­мы вво­ди­лись новые ор­га­ны го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния;

3)  пра­вом го­ло­са на вы­бо­рах в ор­га­ны са­мо­управ­ле­ния на­де­ля­лись все жи­те­ли го­ро­дов;

4)  го­род­ские ор­га­ны са­мо­управ­ле­ния за­ни­ма­лись во­про­са­ми на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния;

5)  гу­бер­на­тор и ми­нистр внут­рен­них дел могли от­ме­нить любое ре­ше­ние ор­га­нов го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния.

 

В за­да­нии ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 12 или 123.

26.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни в БССР в 1920-⁠е гг.:

 

1)  выход БССР из со­ста­ва СССР;

2)  пре­кра­ще­ние де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских пар­тий, про­ти­во­сто­яв­ших боль­ше­ви­кам;

3)  по­сте­пен­ное за­креп­ле­ние без­аль­тер­на­тив­но­го по­ряд­ка вы­бо­ров в ор­га­ны вла­сти;

4)  вы­пол­не­ние ком­му­ни­сти­че­ской пар­ти­ей функ­ций ор­га­на го­су­дар­ствен­ной вла­сти;

5)  про­ве­де­ние по­ли­ти­ки глас­но­сти.

 

В за­да­нии ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 12 или 123.

27.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ные утвер­жде­ния от­но­си­тель­но по­ло­же­ния За­пад­ной Бе­ла­ру­си в со­ста­ве Поль­ши (1921–1939):

 

1)  боль­шин­ство на­се­ле­ния было за­ня­то в сель­ском хо­зяй­стве;

2)  пре­вра­ще­ние За­пад­ной Бе­ла­ру­си в аг­рар­ный при­да­ток про­мыш­лен­ных рай­о­нов Поль­ши;

3)  про­во­ди­лась кол­лек­ти­ви­за­ция;

4)  по­ме­щи­ки вла­де­ли более чем по­ло­ви­ной всей земли;

5)   осу­ществ­ля­лась фор­си­ро­ван­ная ин­ду­стри­а­ли­за­ция.

 

В за­да­нии ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 12 или 123.

28.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1960-⁠х  — пер­вой по­ло­ви­не 1980-⁠х гг.:

 

1)  вы­со­кие темпы раз­ви­тия хи­ми­че­ской и неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти;

2)  про­ве­де­ние кол­лек­ти­ви­за­ции;

3)  уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти го­род­ско­го на­се­ле­ния;

4)  под­чи­не­ние эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия нуж­дам обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти;

5)  раз­ре­ше­ние част­ной соб­ствен­но­сти на землю.

 

В за­да­нии ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 12 или 123.

29.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь во вто­рой по­ло­ви­не 1990-⁠х гг.  — на­ча­ле XXI в.:

 

1)  про­ве­де­ние ре­фе­рен­ду­мов;

2)  су­ще­ство­ва­ние од­но­пар­тий­ной по­ли­ти­че­ской си­сте­мы;

3)  опре­де­ле­ние на Все­бе­ло­рус­ских на­род­ных со­бра­ни­ях ос­нов­ных на­прав­ле­ний внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия;

4)  от­сут­ствие об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций;

5)  от­сут­ствие кон­флик­тов на ре­ли­ги­оз­ной почве.

 

В за­да­нии ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 12 или 123.

30.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

 

В сред­нем ка­мен­ном веке про­ис­хо­дил рас­цвет А) _______ хо­зяй­ства. В этот пе­ри­од на бе­ло­рус­ских зем­лях по­яв­ля­ют­ся(-ется) пер­вые(-ое) Б) _______. В 3-⁠м ты­ся­че­ле­тии до н. э. здесь рас­се­ля­ют­ся В) _______ .

 

Слова:

1)  про­из­во­дя­щее

2)  при­сва­и­ва­ю­щее (по­треб­ля­ю­щее)

3)  го­ро­ди­ща

4)  по­сто­ян­ное на­се­ле­ние

5)  ин­до­ев­ро­пей­цы

6)  гер­ман­цы

 

В ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2В3. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

31.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

 

На бе­ло­рус­ских зем­лях в Ран­нем сред­не­ве­ко­вье про­жи­ва­ли три сла­вян­ских союза пле­мен. На юге Бе­ла­ру­си в бас­сей­не р. При­пя­ти про­жи­ва­ли А) ______. Во­сточ­ные земли Бе­ла­ру­си вдоль р. Сож за­се­ля­ли Б) ______. Жен­щи­ны этого союза пле­мен но­си­ли В) ____ ви­соч­ные коль­ца.

 

Слова:

1)  ва­ря­ги

2)  дре­го­ви­чи

3)  кри­ви­чи

4)  ра­ди­ми­чи

5)  се­ми­лу­че­вые

6)  брас­ле­то­об­раз­ные

 

В ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2В3. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

32.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

 

В XIV в. в Литве и Бе­ла­ру­си по­яви­лись А) ______, ко­то­рых при­гла­ша­ли из Зо­ло­той Орды и Крыма для борь­бы с не­мец­ки­ми ры­ца­ря­ми. При Ви­то­вте на бе­ло­рус­ских зем­лях стали се­лить­ся Б) ____, ко­то­рые ис­по­ве­до­ва­ли иуда­изм и объ­еди­ня­лись в ка­га­лы. Также в ВКЛ про­жи­ва­ли В) _____, ко­то­рые вели ко­че­вой образ жизни.

 

Слова:

1)  цы­га­не

2)  евреи

3)  рус­ские

4)  по­ля­ки

5)  та­та­ры

6)  шот­ланд­цы

 

В ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2В3. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

33.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

 

В ВКЛ ос­нов­ны­ми сто­рон­ни­ка­ми идей Ре­фор­ма­ции стали пред­ста­ви­те­ли со­сло­вия А) _____. Они под­дер­жи­ва­ли идею отобрать земли Б) ______ церк­ви и на­ча­ли мас­со­во пе­ре­хо­дить в В) ______.

 

Слова:

1)  кре­стья­не

2)  шлях­та

3)  пра­во­слав­ная

4)  ка­то­ли­че­ская

5)  уни­ат­ство

6)  про­те­стан­тизм

 

В ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2В3. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

34.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

 

Бе­ло­рус­ские земли в ре­зуль­та­те раз­де­лов Речи Поспо­ли­той вошли в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии. Боль­шин­ство маг­на­тов и шлях­ты при­сяг­ну­ли новой вла­сти и по­лу­чи­ли права(-о) А) _____. Вме­сте с тем шлях­та ли­ши­лась прав, ко­то­рые были у нее во вре­ме­на Речи Поспо­ли­той: права из­би­рать мо­нар­ха и Б) ______. Новым яв­ле­ни­ем в пра­ви­тель­ствен­ном курсе стал «раз­бор» шлях­ты, что под­ра­зу­ме­ва­ло В) ______ в слу­чае от­сут­ствия до­ку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих при­над­леж­ность к шлях­те.

 

Слова:

1)  рос­сий­ское дво­рян­ство

2)  ис­клю­че­ние из дво­рян­ско­го со­сло­вия

3)  за­ни­мать­ся сель­ским хо­зяй­ством

4)  вы­се­ле­ние в Си­бирь

5)  объ­еди­нять­ся в кон­фе­де­ра­ции

6)  от­ра­ба­ты­вать бар­щи­ну

 

В ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2В3. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

35.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

 

Ис­то­ри­че­ская лич­ностьХа­рак­те­ри­сти­ка
A)  окон­ча­тель­ное раз­дроб­ле­ние По­лоц­кой земли

Б)  на­ча­ло кня­же­ния Все­сла­ва Бря­чи­сла­ви­ча в По­лоц­ке

B)  битва на р. Не­ми­ге между вой­ска­ми кня­зей Яро­сла­ви­чей и Все­сла­ва Бря­чи­сла­ви­ча

Г)  вы­сыл­ка ки­ев­ским кня­зем Мсти­сла­вом в Ви­зан­тию по­лоц­ких кня­зей

1)  1044 г.

2)  1067 г.

3)  1101 г.

4)  1129 г.

5)  1241 г.

 

В за­да­нии ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В3Г4. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

36.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

 

Ре­фор­маХа­рак­те­ри­сти­ка
A)  аг­рар­ная ре­фор­ма  — во­лоч­ная по­ме­ра

Б)  аг­рар­ная ре­фор­ма 1861 г.

B)  сто­лы­пин­ская аг­рар­ная ре­фор­ма

1)  кре­стья­нам предо­став­ля­лось право на выход из об­щи­ны

2)  кре­стья­не пе­ре­во­ди­лись с бар­щи­ны на чинш

3)  для кре­стьян вво­ди­лась вре­мен­но­обя­зан­ное по­ло­же­ние

4)  кре­стья­не окон­ча­тель­но были при­пи­са­ны к своим зе­мель­ным на­де­лам

 

В ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2В3. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

37.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

 

Ха­рак­те­ри­сти­каИс­то­ри­че­ская лич­ность
A)  ин­же­нер, автор книги «Ве­ли­кое ис­кус­ство ар­тил­ле­рии»

Б)  ис­то­рик, автор «Ис­то­рии поль­ско­го на­ро­да»

B)  про­по­вед­ник, фи­ло­соф, про­све­ти­тель, ко­то­рый в 1562 г. в Не­сви­же издал «Ка­те­хи­зис» на бе­ло­рус­ском языке

1)  С. Буд­ный

2)  А. На­ру­ше­вич

3)  К. Се­ме­но­вич

4)  В. Тя­пин­ский

 

В ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2В3. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

38.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

 

Ис­то­ри­че­ская лич­ностьХа­рак­те­ри­сти­ка
A)  за­клю­че­ние Брест­ско­го мир­но­го до­го­во­ра

Б)  про­воз­гла­ше­ние Бе­ло­рус­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки (БНР)

B)  вто­рое про­воз­гла­ше­ние Со­ци­а­ли­сти­че­ской Со­вет­ской Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­ру­си (ССРБ)

Г)  созыв Все­бе­ло­рус­ско­го съез­да (I Все­бе­ло­рус­ско­го съез­да)

1)  1917 г.

2)  1918 г.

3)  1919 г.

4)  1920 г.

5)  1924 г.

 

В ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б1В2Г3. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го ряда могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще.